Педагогам и сотрудникам

Консультации для педагогов

ПОЧЕМУ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА

В последние годы в связи со значительными изменениями в нормативной базе отечественного образования ряд региональных органов управления образованием принимают документы и разрабатывают рекомендации по разработке в ДОО документов, создание которых напрямую противоречит специфике дошкольного образования. Среди них такие, как учебный план, рабочие программы. Создание этих документов нередко объясняется тем, что их требуют, в частности, сотрудники органов прокуратуры и других организаций, осуществляющих контроль деятельности ДОО, ссылаясь на требования статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой определено понятие «образовательная программа». Для того, чтобы разобраться с тем должны ли эти документы быть в системе дошкольного образования, обратимся к анализу нормативных документов. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) первым уровнем общего образования стало дошкольное образование [1, ст. 10], которое «направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [1, ст. 64]. Необязательность данного уровня образования [см. 1, п. 5 ст. 66] определяет особенности организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и тех документов, которые ее регулируют.

Впервые в истории нашей страны утверждённый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) согласно ст. 2 Закона, представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня - в данном случае уровню дошкольного образования. ФГОС ДО, как и ФГОС других уровней образования, определяет требования к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации, результатам освоения. Однако, возрастные особенности дошкольного детства определяют специфику стандарта, а также отличительные особенности построения основной образовательной программы дошкольного образования.

Во-первых, это относится к назначению ФГОС дошкольного образования, который в отличии от ФГОС других уровней не является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения [см. 1, п. 2, ст.11]. ФГОС ДО предназначен для разработки и утверждения образовательной организацией образовательной программы дошкольного образования; нормативов финансового обеспечения реализации образовательной программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта; формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [2, п.1.7].

Во-вторых, это относится к определению понятия «образовательная программа дошкольного образования», которое можно охарактеризовать, опираясь на действующие нормативные документы. В Законе дано следующее общее определение образовательной программы – «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [1, ст. 2]. Интерес представляют именно оговоренные в данном определении случаи, которые непосредственно относятся к дошкольному образованию. Так, для уровня дошкольного образования действует прямой запрет проведения всех форм аттестаций применительно к обучающимся. Эта норма содержится в ст. 58 п. 1 Закона: «Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), … сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся»; в ст. 64, п. 2 Закона: «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»; последнее положение повторено в п. 4.3 ФГОС ДО. Таким образом, пункт о формах аттестаций для определения «образовательная программа дошкольного образования» нужно исключить.Далее, обращает на себя внимание то, что «комплекс документов» должен быть представлен в «виде учебного плана». Определение данного понятия также содержится в Законе: «учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся» [1, ст. 2]. При этом использование термина «учебный» неприемлемо для уровня дошкольного образования, а характерно для последующих уровней образования, где ведущей является учебная деятельность. Это положение, очевидное для всех специалистов дошкольного образования, поддерживается существующей нормативной базой. Так, во ФГОС ДО речь идет о реализации образовательной программы в таких видах детской деятельности как общение, предметная деятельность, игра, а также использовании специфических видов деятельности: познавательно-исследовательская, самостоятельная творческая (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная и др.), двигательная, коммуникативная, проектная и др.

Подчеркивается, что в дошкольном возрасте формируются только предпосылки учебной деятельности [см. 2, пп. 6 п. 1.6, п. 4,7], которая на следующих обязательных уровнях начального, основного, среднего общего образования становится основной. Абсолютно очевидно, что при реализации дошкольного образования не находят применения не только учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, но и любые другие виды учебной деятельности, как собственно отсутствуют их перечень и трудоемкость, а про формы промежуточной аттестации обучающихся уже говорилось выше. Таким образом, все характеристики понятия «учебный план» совершенно не соотносятся со спецификой уровня дошкольного образования. Соответственно и документы с определением «учебный» в дошкольной образовательной организации использовать неправомерно. То же относится и к «рабочим учебным программам» или «рабочим программам», как их иногда называют.

Важно обратить внимание на положения статьи 12 Закона, которая называется «Образовательные программы», в п. 1 которой содержится положение о том, что «образовательные программы определяют содержание образования». При этом небезынтересно обратить внимание на то, что в этой статье Закона наряду с общим положением о порядке разработки и утверждения образовательных программ: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное» [1, п. 5]. В следующем пункте содержится отдельное положение об образовательных программах дошкольного образования: «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования… » [1, п. 6]. Таким образом, особо подчеркивается, что структура образовательной программы дошкольного образования определяется только ФГОС ДО и отличается от упомянутого выше определения, содержащегося в ст. 2 Закона. В одной дошкольной образовательной организации в разных группах могут реализовываться разные образовательные программы [2, п. 2.2].

Характеристика образовательной программы дошкольного образования содержится в разделе II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему». Специфика образовательной программы данного уровня образования становится еще более очевидной, когда сопоставляешь данный раздел ФГОС ДО с аналогичным разделом ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) [3].

Общим является наличие в программах двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. При этом имеются отличия в объеме обозначенных частей, которые во ФГОС НОО заданы точным соотношением 80 и 20%, а во ФГОС ДО рекомендуемым – не менее 60 и не более 40 % соответственно. Также общим является выделение в программахтрех разделов: целевого, содержательного и организационного, однако требования к их наполнению значительно отличаются. Так, во ФГОС НОО в организационном разделе образовательной программы требуется представить учебный план начального общего образования, план внеурочной деятельности, календарный учебный график [3, п. 16], в качестве обязательных документов рассматривается разработка рабочих программ учебных предметов [3, пп. 3 п. 19.2.]. Существенным отличием является наличие в образовательной программе начального общего образования четких требований к результатам освоения программы и необходимости разработки системы оценки достижения планируемых результатов ее освоения [3, раздел II]. Тогда как ФГОС ДО подобных требований не содержит, результаты освоения программы представлены только в виде целевых ориентиров, а образовательная программа дошкольного образования «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)»[2, п. 2.3.]. Каким образом возможно «уложить» программу психолого-педагогической поддержки в четкую структуру учебного плана или рабочую программу, учитывая обозначенную в стандарте специфику дошкольного детства: гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность [2, п. 4.1]?

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. [1, п. 2 ст. 64]. Программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей [2, п. 2.4]. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности [2, п. 2.6]. Таким образом, положения нормативных документов утверждают, что приоритетом является не получение детьми знаний, умений, а разностороннее развитие каждого ребенка в соответствии с особенностями возраста. В связи с чем неправомерно требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений [2, п. 4.1].

Хочется надеяться, что руководители смогут грамотно ответить всем контролирующим органам, в чем специфика дошкольного образования и почему в дошкольных образовательных организациях не может быть тех документов, которые обязательны для других типов образовательных организаций.

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.  № 1155

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 6 октября  2009 г. № 373 (в ред. от 29 декабря 2014 г. № 1643)

Консультации для педагогов

Неделя психологии в ДОУ

«Эмоциональное развитие дошкольников»

Среда эмоций очень хрупка, её нарушения, «поломки» совершаются порой одним взглядом, словом, каким-то одним жестом, поступком. Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача родителей и педагогов - научить ребёнка мыслить позитивно. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребёнка, она сказывается  и на его интеллектуальном развитии. Так мышление тесно связано с эмоциональным развитием ребёнка.

Вся система воспитания и образования до сих пор продолжает строиться на основе развития интеллекта, неизмеримо меньше внимания уделяя становлению эмоциональной сферы.  Акцент в обучении на эмоциональной сфере - это наиболее верное решение, так как опираясь именно на эмоциональную сферу ребёнка можно решить целый ряд проблем в его развитии в процессе формирования личностной сферы. Работая над формированием эмоций, расширением их диапазона, созданием «тонкого эмоционального реагирования»,  педагог, родители  создадут основу для его успешного обучения. Если за основу работы педагога взять работу по воспитанию базовых эмоций, как составного компонента личности ребёнка, то любое занятие должно включать в себя задачу по формированию какой-то эмоции, её уточнению, адекватному воспроизведению и т.п. Эмоции образуют основные структуры сознания.

Формирование каждой базовой эмоции значимо для работы над личностью ребёнка. Базовые эмоции - это веер направлений работы педагога и родителей по развитию эмоционально – волевой сферы ребёнка, через которую можно будет скорректировать и поведение, и речь, и мышление! Благодаря огромной роли эмоций в регуляции деятельности ребёнка-дошкольника его мышление носит «эмоционально-образный» характер, который надолго остаётся доминирующим в структуре детского интеллекта. Эмоции всегда с нами, и переживание эмоций в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Вот именно поэтому важны и необходимы профилактические мероприятия по сохранению и обогащению эмоционального мира ребёнка. Взрослый, желающий видеть ребёнка счастливым, должен помнить:

- доверительные отношения с ребёнком, если ребёнок доверяет, он сможет выразить свой негатив словами. Проговаривание вслух чувств, оказывающих отрицательное воздействие на существующий образ «Я», помогает ослабить эти чувства и они уже не окажут такого разрушительного воздействия на психику;

- использование  игр с куклами, ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста. Различные роли  кукол, выполняемые ребёнком, позволят ему посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции. Ролевая игра способствует обучению владению собственными эмоциями, сюжетами для таких игр следует выбирать разные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств.

- снятие эмоциональных зажимов с помощью игр, танцев, пластики, физических упражнений;

- создание условий для того, чтобы ребёнок ощущал себя комфортно и оценивал себя положительно (хвалить ребёнка в присутствии других детей и взрослых; проявляя искреннюю заботу о ребёнке);

- в основе познавательной деятельности малыша лежит сенсорный процесс, вызывающий эмоции.

Главное – всегда помнить о развитии эмоциональных устремлений детей!

Консультации для педагогов

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ

Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» 

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО.» 

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто: - любит бегать,- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т. д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т. д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА» 

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» 

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

«КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» 

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ» 

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ» 

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

 «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» 

Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа: - Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать)Например:

- Помогай друзьям.

- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

- Не завидуй.

- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ» 

Цель: прочувствовать различные позиции в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый радостный день в прошлом месяце" и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами, затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ» 

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ» 

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

- Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

- Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

«ЛИЦА» 

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски: радость, удивление, интерес, гнев, злость, страх, стыд, презрение, отвращение.

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ» 

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию.

 Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ» 

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания." Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА»

Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические, не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т. д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК» 

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен. " Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА» 

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

 «НАСТРОЕНИЕ» 

Цель: умение описывать свое настроение,  понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

«ШКОЛА УЛЫБОК» 

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

- Когда люди улыбаются?

- Какие бывают улыбки?

- Попробуйте их показать. (Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне).

- Нарисуйте улыбающегося человека.

- Улыбающийся человек, какой он?

 «Я ХОРОШИЙ - Я ПЛОХОЙ» 

Цель: развитие рефлексии и самоанализа.

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

Меры социальной поддержки детей участников СВО в ДНР

        

Методические материалы

Локальные нормативные акты

Профсоюзная организация

  • Представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза
  • Контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
  • Улучшение материального положения, укрепление здоровья и повышение уровня жизни членов профсоюза
  • Информирование членов профсоюза о работе профсоюзной организации
  • Приём и учёт членов профсоюза, организационные мероприятия
  • Вовлечение членов профсоюза в профсоюзную работу

Цель работы профсоюзной организации — защита профессиональных, трудовых, социально–экономических прав и интересов работников, повышение их социального статуса

  • Территориальная организация профессионального союза работников народного образования и науки Куйбышевского района города Донецка в ДНР.   krop1213@mail.ru 

Председатель
Щербакова Светлана Николаевна — воспитатель МБДОУ № 46

Заместитель председателя
Снежко Ирина Станиславовна— воспитатель

Ревизионная комиссия
Литвиненко анна Геннадиевна— воспитатель
Лысак Елена Сергеевна — воспитатель

Комиссия по социальному партнёрству и защите трудовых прав
Капнулина Наталья Анатольевна — председатель
Маруга Татьяна Сергеевна — воспитатель
Хохлова Юлия Ивановна — заместитель заведующего, воспитатель

Комиссия по организационно-массовой работе
Краля Людмила Геннадиевна — председатель
Мороз Евгения Геннадиевна — помощник воспитателя

Комиссия по культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе
Капнулина Наталья Анатольевна — председатель
Шмыкова Виктория Сергеевна — помощник воспитателя

Документы профсоюза детского сада

Статистические отчёты

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie